Информация о безопасности детей.
Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Коллектив ДОУ обеспечивает безопасность детей с учетом современных требований и строит свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:
- охрана жизни и здоровья детей;
- противопожарная и техногенная безопасность;
- предупреждение дорожно-транспортного травматизма;
- обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов.
В эту работу включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители.
- Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.
- Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля за исполнением данных инструкций.
- Работа с родителями носит профилактическую направленность и может осуществляться в виде консультаций, проектной деятельности в соответствии с реализацией раздела программы по ОБЖ.
В ДОУ разработан план взаимодействия с родителями, включающий в себя :
- проведение родительских собраний;
- оформление информационных уголков (памятки, буклеты и т. п.);
Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:
- изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно- правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;
- наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства;
- аттестация образовательного учреждения по созданию медико- социальных, организационно — технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно — правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;
- выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
- формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;
- обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ, РЕШАЕМЫЕ В ДОУ:
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ.
Обеспечение правопорядка и антитеррористической защищенности, безопасности при чрезвычайных ситуациях, охраны труда. Состояние антитеррористической защищенности объекта является одним из критериев обеспечения безопасности воспитанников и персонала ДОУ, создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья во время воспитательно — образовательного процесса.
В ДОУ организована работа по обеспечению безопасности участников воспитательно-образовательного процесса:
- разработан план действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;
- разработана инструкция о порядке взаимодействия со службами жизнеобеспечения города при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- разработано методическое пособие для руководителей, педагогов и обслуживающего персонала ДОУ «Безопасность в дошкольных учреждениях;
- для отработки устойчивых навыков безопасного поведения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в ДОУ проводятся тренировочные занятия по эвакуации с детьми и персоналом на случай угрозы террористического акта.
- систематически проводится обследование дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности, работоспособности охранной сигнализации, обнаружения посторонних предметов.
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.
Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством российской Федерации, нормативными документами или уполномоченными государственным органом.
В нашем ДОУ разработано:
- Положение об организации работы по обеспечению пожарной безопасности
- Противопожарный режим
- План противопожарных мероприятий
В ДОУ делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Со стороны методической службы ДОУ проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:
- семинары;
- вопросы рассматриваются на педагогических советах;
- создана соответствующая развивающая среда;
- разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасности;
- ежемесячно проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала ДОУ;
- разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности;
- ведется работа по созданию мини- музея по пожарной безопасности;
- ежегодно проводятся месячники пожарной безопасности;
- ежемесячно проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала ДОУ на случай возникновения пожара.
Итак, понятие «безопасность» включает не только организацию защиты всех участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и транспортный и бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и учебы, незаконное вторжение в личное и информационное пространство. Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы комплексной безопасности.
С учетом всего перечисленного можно выделить два основных направления работы. Это обеспечение индивидуальной безопасности личности, которая включает профилактику попадания в травматичные в физическом или психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях. А также организация коллективной безопасности, предполагающая создание защищенного пространства, не являющегося источником опасности, и условий для спокойной и максимально комфортной жизнедеятельности.
Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Законодательная база по охране жизни и здоровья детей:
- Конвенция по правам ребенка, ст. 6, п. 1,2, ст.19;
- Конституция РФ, ст. 41, п. 3, ст.;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24.07.98 № 124-ФЗ;
- Гражданский кодекс РФ, гл. 59, ст. 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда», ст.1065 «Предупреждение причинения вреда»;
- Семейный кодекс РФ, раздел 4, гл. 12, ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей»;
- Закон РФ «Об образовании», ст. 32, п. 22.3 «Компетентность и ответственность образовательного учреждения»;
- «Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках », утвержденная Министерством просвещения РСФСР 30 августа 1955г. № 42;
- Приказ Минобразования РФ от 15.01.02 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»;
- Приказ Минобразования РФ от 07.08.2000 № 2414 и Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 № 22-06.788 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений »;
- Приказ Минобразования РФ от 26.04.02 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»;
- Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- «Методические рекомендации по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях» (Минобразования РФ от 27.11.2015 № 08-2228);
- Устав МДОУ и родительский договор (см. в разделе «Документы»)
Приказы, локальные акты и инструкции по охране жизни и здоровья детей:
- Приказ «О создании комиссии по охране жизни и здоровья детей»;
- Приказ «Об организации экскурсий»;
- Паспорт дорожной безопасности МКДОУ № 143 — 2021
- План мероприятий МКДОУ № 143 по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортно травматизма;
- Инструкция для воспитателей по охране жизни и здоровья детей, по организации экскурсий, прогулок за пределы детского сада;
- Инструкция по охране жизни и здоровья детей в летний, зимний, осенний и весенний периоды;
- Инструкция по эксплуатации систем, установок и средств автоматической пожарной сигнализации для дежурного персонала;
- Схема оповещения в случае чрезвычайной ситуации;
- План эвакуации в случае возникновения пожара и чрезвычайной ситуации;
- Инструкция о мерах пожарной безопасности в здании и помещениях МКДОУ № 143;
- Обязанности дежурного администратора в случае возникновения пожара;
- Приказ «Об обеспечении пожарной безопасности»;
- Приказ от 25.08.2017 г. № 90 «О назначении ответственного за организацию и проведение работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»;
- Инструкция воспитателям по предупреждению детского дорожного травматизма;
- Методические рекомендации по выявлению признаков подготовки террористического акта.
- Положение об организации контрольно-пропускного режима
Обеспечения безопасности детей в ДОУ
- Вход в детский сад осуществляется строго в соответствии с групповыми списками.
- Запрещается вход в детский сад посторонних лиц, не имеющих отношения к воспитанникам и сотрудникам учреждения.
- Запрещается отдавать детей незнакомым лицам и лицам до 18 лет.
- Необходимо требовать от родителей личной передачи ребенка воспитателю с рук на руки, не допускать передачу ребенка воспитателю соседней группы, другому сотруднику, вахтеру, сторожу и пр.
Для обеспечения безопасности детей в ДОУ имеются:
- металлические двери;
- тревожная кнопка;
- система пожарной сигнализации;
- план эвакуации детей.
Требования Правил противопожарного режима при организации и проведении мероприятий с массовым пребыванием людей
– дороги, проезды и подъезды к зданиям и источникам противопожарного водоснабжения должны быть свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, очищенными от снега и льда;
– провести целевой противопожарный инструктаж с работниками, задействованными в проведении мероприятия;
– помещение для проведения мероприятия дополнительно укомплектовать первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), а также убедиться в исправности всех средств противопожарной защиты объекта;
– допускается использовать только этажи и помещения, обеспеченные не менее чем двумя эвакуационными выходами;
– двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода и иметь возможность свободного открывания изнутри без ключа;
– елку необходимо устанавливать на устойчивом основании, не загромождать выход из помещения, ветки елки должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от стен и потолка;
– не использовать лампочки в гирляндах мощностью более 25 Вт. При этом электропровода должны быть гибкими, с медными жилами, исправной изоляцией и подключаться к электросети при помощи штепсельных соединений;
– при обнаружении неисправности елочного освещения (сильное нагревание проводов, мигание лампочек, искрение и т.п.) иллюминация должна быть немедленно отключена и не включаться до выяснения неисправностей и их устранения.
Запрещается:
– применять пиротехнические изделия, дуговые прожекторы, свечи и хлопушки, устраивать другие световые пожароопасные эффекты, которые могут привести к пожару;
– применять электрические гирлянды и иллюминацию без сертификатов соответствия;
– украшать елку целлулоидными игрушками, а также марлей и ватой, не пропитанными огнезащитным составом;
– проводить огневые, покрасочные и другие пожароопасные работы;
– использовать ставки на окнах для затемнения помещений;
– уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и т.п.;
– допускать заполнение помещения людьми сверх установленной нормы;
– загромождать эвакуационные пути и выходы различными материалами, изделиями, оборудованием, мусором и другими предметами;
– фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении, а также снимать их;
– при проведении мероприятий должно быть организовано дежурство на сцене и в зальных помещениях ответственных лиц или членов добровольных пожарных дружин.
В сентябре 2015 г. исполнилось 5 лет с начала реализации Фондомподдержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, уникального проекта по введению на территории РФ единого общероссийского номер детского телефона доверия – 8-800-2000-122.
В настоящее время детский телефон доверия является единственной службой помощи детям на территории РФ, работающей на принципах анонимности, конфиденциальности, бесплатности для абонента, доступной как со стационарного, так и с мобильного телефона.
Детский телефон доверия является эффективным и востребованным механизмом оказания помощи детям и родителям в трудной жизненной ситуации, профилактики детского и семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми.
ПАМЯТКА
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ГРИППА A(H1N1)09?
Вирус гриппа A (H1N1) легко передается от человека к человеку и вызывает респираторные заболевания разной тяжести. Симптомы заболевания аналогичны симптомам обычного (сезонного) гриппа. Тяжесть заболевания зависит от целого ряда факторов, в том числе от общего состояния организма и возраста человека.
Предрасположены к заболеванию: пожилые люди, маленькие дети, беременные женщины и люди, страдающие хроническими заболеваниями (астмой, диабетом, сердечнососудистыми заболеваниями), и с ослабленным иммунитетом.
ПРАВИЛО 1. МОЙТЕ
Часто мойте руки с мылом.
Гигиена рук — это важная мера профилактики распространения гриппа. Мытье с мылом удаляет и уничтожает микробы. Если нет возможности помыть руки с мылом пользуйтесь спиртсодержащими или дезинфицирующими салфетками.
Чистите и дезинфицируйте поверхности, используя бытовые моющие средства.
Чистка и регулярная дезинфекция поверхностей (столов, дверных ручек, стульев и др.) удаляет и уничтожает вирус.
ПРАВИЛО 2. СОБЛЮДАЙТЕ РАССТОЯНИЕ И ЭТИКЕТ
Избегайте близкого контакта с больными людьми. Соблюдайте расстояние не менее 1 метра от больных.
Избегайте поездок и многолюдных мест.
Прикрывайте рот и нос платком (желательно одноразовым) при кашле или чихании.
Избегайте трогать руками глаза, нос или рот. Гриппозный вирус распространяется этими путями.
Не сплевывайте в общественных местах.
Надевайте маску или используйте другие подручные средства защиты, чтобы уменьшить риск заболевания.
ПРАВИЛО 3. ВЕДИТЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Здоровый образ жизни повышает сопротивляемость организма к инфекции. Соблюдайте здоровый режим, включая полноценный сон, потребление пищевых продуктов богатых белками, витаминами и минеральными веществами, физическую активность.
КАКОВЫ СИМПТОМЫ ГРИППА A (H1N1)09
Самые распространённые симптомы гриппа А(Н1 N1)09:
• высокая температура тела (97%),
• кашель (94%),
• насморк (59%),
• боль в горле (50%),
• головная боль (47%),
• учащенное дыхание (41%),
• боли в мышцах (35%),
• конъюнктивит (9%).
В некоторых случаях наблюдались симптомы желудочно-кишечных расстройств (которые не характерны для сезонного гриппа): тошнота, рвота (16%), диарея (12%).
ОСЛОЖНЕНИЯ ГРИППА А(Н1 N1)09:
Характерная особенность гриппа А(Н1 N1)09 — раннее появление осложнений. Если при сезонном гриппе осложнения возникают, как правило, на 5-7 день и позже, то при гриппе A(H1N1)09 осложнения могут развиваться уже на 2-3-й день болезни.
Среди осложнений лидирует первичная вирусная пневмония. Ухудшение состояния при вирусной пневмонии идёт быстрыми темпами, и у многих пациентов уже в течение 24 часов развивается дыхательная недостаточность, требующая немедленной респираторной поддержки с механической вентиляцией лёгких.
Быстро начатое лечение способствует облегчению степени тяжести болезни.
ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ГРИППОМ?
Оставайтесь дома и срочно обращайтесь к врачу.
Следуйте предписаниям врача, соблюдайте постельный режим и пейте как можно больше жидкости.
Избегайте многолюдных мест. Надевайте гигиеническую маску для снижения риска распространения инфекции.
Прикрывайте рот и нос платком, когда чихаете или кашляете. Как можно чаще мойте руки с мылом.
ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ В СЕМЬЕ КТО-ТО ЗАБОЛЕЛ ГРИППОМ?
Выделите больному отдельную комнату в доме. Если это невозможно, соблюдайте расстояние не менее 1 метра от больного.
Ограничьте до минимума контакт между больным и близкими, особенно детьми, пожилыми людьми и лицами, страдающими хроническими заболеваниями.
Часто проветривайте помещение.
Сохраняйте чистоту, как можно чаще мойте и дезинфицируйте поверхности бытовыми моющими средствами.
Часто мойте руки с мылом.
Ухаживая за больным, прикрывайте рот и нос маской или другими защитными средствами (платком, шарфом)
Ухаживать за больным должен только один член семьи.
Правила безопасного поведения на водоёмах и вблизи них во время весеннего паводка
Во время весеннего паводка лед на реках становится рыхлым, «съедается» сверху солнцем, талой водой, а снизу подтачивается течением. Очень опасно по нему ходить: в любой момент может рассыпаться с шипением под ногами и сомкнуться над головой. Опасны в это время канавы, лунки, ведь в них могут быть ловушки — ямы, колодцы.
Но большую опасность детям весенний паводок представляет для детей.
Оставаясь без присмотра родителей и старших, не зная мер безопасности, т.к. чувство опасности у ребенка слабее любопытства, играют они на обрывистом берегу, а иногда катаются на льдинах водоема.
Некоторые подростки умудряются ловить рыбу, находясь на непрочном льду. Такая беспечность порой кончается трагически. В этот период ребятам не следует ходить на водоемы. Особенно опасны для жизни глубокие ямы и промоины, которые не всегда огорожены и обозначены предупредительными знаками.
Поэтому в этот период следует помнить:
- на весеннем льду легко провалиться;
- перед выходом на лед проверить его прочность — достаточно легкого удара, чтобы убедиться в этом;
- быстрее всего процесс распада льда происходит у берегов;
- весенний лед, покрытый снегом, быстро превращается в рыхлую массу.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- Выходить в весенний период на отдаленные водоемы;
- Переправляться через реку в период ледохода;
- Подходить близко к реке в местах затора льда, стоять на обрывистом берегу, подвергающемуся разливу и, следовательно, обвалу;
- Собираться на мостах, плотинах и запрудах;
- Приближаться к ледяным заторам, отталкивать льдины от берегов, измерять глубину реки или любого водоема, ходить по льдинам и кататься на них (нередко дети используют всевозможные плавающие средства и бесхозные лодки, чтобы покататься по первой воде).
РОДИТЕЛИ!
Не допускайте детей к реке без надзора взрослых, особенно во время ледохода; предупредите их об опасности нахождения на льду при вскрытии реки или озера. Помните, что в период паводка, даже при незначительном ледоходе, несчастные случаи чаще всего происходят с детьми. Разъясняйте правила поведения в период паводка, запрещайте им шалить у воды, пресекайте лихачество. Не разрешайте им кататься на самодельных плотах, досках, бревнах или плавающих льдинах. Оторванная льдина, холодная вода, быстрое течение грозят гибелью. Разъясните детям меры предосторожности в период ледохода и весеннего паводка. Этому следует посвятить рекомендованные темы сочинений, диктантов, конкурсы, викторины, уроки рисования, беседы «О правилах поведения на льду и на воде, обучение приемам спасения терпящих бедствие и оказание помощи пострадавшим». Долг каждого взрослого — сделать все возможное, чтобы предостеречь детей от происшествий на воде, которые нередко кончаются трагически.
Соблюдайте правила поведения на водоемах во время таяния льда, разлива рек и озер!!!
БЕЗОПАСНЫЙ МАРШРУТ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО ТЕРРИТОРИИ МКДОУ №143
Приказы в сфере безопасности по МКДОУ №143: